Не исключено, что будущие историки назовут XXI век эпохой потребления или эрой Fast Fashion. Для наших родителей мода была, с сегодняшний точки зрения, процессом весьма неторопливым, вещи оставались вполне актуальными в течение 1-2 лет, а бабушки и дедушки вообще носили пальто или костюм в течение 10-15 лет. Мы же, не моргнув глазом, отправляем джинсы или блузку в мусорную корзину, едва относив месяц. К чему переживать? Всё равно за этот месяц коллекции магазинов масс-маркет сегмента обновляются чуть ли не наполовину.
Быстро, дёшево и… не очень качественно
Стратегия молниеносного обновления ассортимента, которой следуют производители модной и недорогой одежды, воспитала в нас, покупателях, привычку к шопингу. Чуть ли не каждые выходные мы отправляемся на поиски остро модных новинок, лишь вчера блиставших на высоких подиумах, а уже сегодня красующихся на вешалках под брендами Zara, TopShop или Benetton.
Пишут, что от поступления в разработку до запуска на конвейер в компании Zara проходит не больше 15 дней. Это фантастическая скорость, особенно если учесть, сколько задач необходимо решить за столь короткий срок. Но наиболее поразительна способность компаний, работающих в сфере масс маркета, поддерживать предельно низкие цены на свою продукцию, ведь основной их «фишкой» является доступность одежды для самых широких слоёв покупателей.
Как достигается бюджетная цена швейных изделий? К сожалению, в немалой степени удешевление происходит за счёт качества. Невозможно шить на одном уровне с Chanel или Hugo Boss и при этом продавать вещи на порядок дешевле. Упрощение и удешевление касается буквально всего – тканей, фурнитуры, кроя, швов, отделки и т.д. В результате мы покупаем вещь, которая уже к концу сезона теряет внешний вид, но это нас нисколько не огорчает, ведь на большее мы и не рассчитывали.
Грязная подкладка моды
Подавляющее большинство потребителей никогда не спрашивают, за счёт чего достигается возможность радикально менять гардероб к каждому сезону. Между тем, рост потребления негативно сказывается на экологии нашей планеты. Неспроста Эйлин Фишер назвала Fast Fashion «грязным бизнесом».
Судите сами: практически половина одежды, выпускаемой на нашей планете, шьётся из хлопковых тканей, и для выращивания хлопчатника необходимо обильно орошать почву, на которой он произрастает. Не меньше воды расходуется при переработке волокон. По статистике, фабрики по производству текстиля занимают пятую строку рейтинга предприятий, в наибольшей степени загрязняющих мировые запасы воды.
Количество текстильных предприятий постоянно растёт, так как увеличивается число жителей нашей планеты. Свою долю роста загрязнений вносят и фабрики быстрой моды, ежемесячно выпускающие огромное количество одежды, которая отправляется на свалку через самое непродолжительное время. Американская исследовательница истории моды Натали Нуделл считает масс-маркет своеобразным наркотиком, на который прочно подсело современное общество потребления.
Социальный аспект быстрой моды
Одним из способов удешевления производства для крупных компаний стал перенос текстильных и швейных предприятий в страны с низким уровнем оплаты труда. Если в 1960-е годы до 95% всей одежды, продаваемой в США, шили местные фабрики, то к 2015 году доля американских производителей составила всего 3%. В России ситуация не намного лучше, причём отечественные предприятия работают либо в глубинке, где стоимость труда остаётся весьма невысокой, либо за счёт безжалостной эксплуатации труда гастарбайтеров.
У стран, которые сегодня являются главными «мастерскими» масс-маркета, есть своя специализация. Пошивом денима традиционно занимаются в Турции, трикотажные изделия отшивают в Китае, мужские рубашки на мировой рынок поставляет Бангладеш. Международные компании, просчитывая производственную логистику своих коллекций, всегда учитывают этот аспект. Но знают ли потребители, покупающие новинки моды по безумно низким ценам, что китайским швеям приходится сидеть за швейной машиной по 12-14 часов, чтобы заработать 300-400 долларов?
Гринвошинг
Чтобы повысить популярность своих брендов, изделия Fast Fashion нередко позиционируют как «экологичные». Действительно, футболка может быть изготовлена из чистого хлопка, но при его выращивании и переработке, как правило, используются токсичные вещества. Гербициды и пестициды отравляют почву, на которой растёт хлопок, и проникают в подпочвенные воды, а оттуда – в питьевую воду людей, живущих в этой местности. Предприятия отравляют водоёмы своими стоками, так как зачастую располагаются в странах, где экологическая инспекция присутствует лишь на бумаге. Но для покупателя эти возмутительные подробности остаются неизвестными, и он спокойно выбирает недорогой и «экологичный» бренд.
Чтобы оценить, насколько предприятие по производству одежды вписывается в современные требования экологии и этики труда, сегодня используют индекс Хигга, который включает пять основных факторов оценки:
- загрязнение воды производственными процессами;
- сброс в атмосферу углекислоты;
- условия труда работников;
- использование токсичных химических компонентов;
- количество промышленных отходов.
Сегодня более трети всей одежды в мире выпускается компаниями, участвующими в индексировании по Хиггу. Оценка помогает потребителям узнать, насколько ответственный бизнес ведёт их любимый бренд одежды, и стоит ли поощрять производство, которое ведётся хищническими методами.
С точки зрения потребителя
Впрочем, большинство российских потребителей вовсе не задумываются о том, сколько воды израсходовано на производство симпатичных джинсов или как организована вентиляция в цехе по их пошиву. Мы хотим получать больше дешёвой и модной одежды, нас подхватил и несёт неведомо куда вихрь потребления. Но и здесь поклонников Fast Fashion подстерегают подводные камни, о которых стоит помнить, отправляясь за покупками.
Недорогая футболка из хлопчатобумажного трикотажа – вещь, безусловно, полезная и приятная. Но если производитель решит заменить натуральное волокно синтетикой для снижения цены, покупка уже не будет выглядеть столь же привлекательно, хотя, конечно, найдёт своих непривередливых покупателей. И совсем грустно выглядит ситуация с обувью из дешёвых заменителей кожи – ношение таких изделий попросту опасно для здоровья. Выбирая вещи из сегмента Fast Fashion, обязательно задумайтесь, нужна ли вам именно такая покупка, или, может быть, стоит рассмотреть приобретение более качественного, хотя и не слишком дешёвого изделия.
Составьте для себя список предметов, которые не стоит покупать в магазинах масс маркет. Как правило, в такой перечень включают:
- вещи из кожзаменителей (кроме сумок), в том числе обувь, которую предстоит носить целый день;
- вещи, маркированные логотипами известных брендов, так как подделка слишком очевидна;
- ремни и пояса, которые не только изготавливают из быстро рвущегося кожзама, но и комплектуют дешёвыми непрочными пряжками.
Отправляясь в магазин Fast Fashion бренда, стоит быть особенно внимательным. Безусловно, и в этом сегменте можно отыскать достаточно качественную одежду и обувь, но стоить она будет несколько выше средней цены на аналогичные изделия. Не торопитесь в примерочную, вначале оцените:
- ровность строчек;
- аккуратность пошива, наличие или отсутствие торчащих ниток;
- качество пришива пуговиц;
- качество фурнитуры, особенно металлической;
- аккуратность приклеивания бижутерии и т.д.
Общее впечатление, которое производит вещь, складывается из таких малозаметных издали мелочей. Лучше отказаться от неаккуратно пошитого изделия, из-за которого ваш образ будет выглядеть непростительно дёшево.
Современное общество всё более благосклонно относится к одежде Fast Fashion, и в изделиях массовых брендов нередко можно встретить даже голливудских актёров и особ королевских кровей. Действительно, что может быть приятнее, чем щеголять каждый день в обновках из последних коллекций. Но терять голову в вихре покупок, превращая свой дом в склад вещей-однодневок, всё же не стоит. Благоразумие и здравый смысл подскажут вам, на какой одежде можно сэкономить и для каких вещей лучше предпочесть качество, а не дешевизну.